"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь". В. Ключевский.

Главная » Статьи » ТЕХНОЛОГИЯ » ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Конспект урока технологии "Устройство сверлильного станка"
Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке.
Цели занятия: Ознакомиться с устройством настольного сверлильного станка и машинных тисков, приемами сверления отверстий и правилами безопасной работы; сформировать умения и навыки управления станком, правильной установки сверла в патроне, надежного крепления заготовок в тисках, качественного сверления заготовок; развивать умение применять имеющиеся знания на практике.
Оснащение занятия: Слесарный верстак, сверлильный станок, сверла, кернер, молоток, слесарный верстак, тиски, защитные очки; заготовки из жести и проволоки; учебник «Технология. Индустриальные технологии: 5 класс» А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2012.: с.141 - 146, презентация по устройству сверлильного станка, по безопасности труда (по охране труда) при работе на нем, ПК.
Методы, применяемые на занятии: беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, инструментов, материалов, соблюдения БТ, практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Приветствие учителя, контроль посещаемости;
- Проверка готовности учащихся к уроку.
/ у меня на уроках: контроль посещаемости и проверка готовности учащихся к уроку плюс график дежурства по мастерской, осуществляет в докладе бригадир класса/
2. Повторение пройденного материала.
- Ребята, в начале занятия нам необходимо вспомнить, как называлась тема нашего предыдущего занятия? СЛАЙД №2.
*Рекомендуемые вопросы для фронтального опроса:
- С помощью каких инструментов и приспособлений выполняют сгибание тонколистового металла?
- Можно ли применять слесарный молоток при гибке тонколистового металла?
- Какие приспособления применяют при гибке?
- Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при гибке тонколистового металла и проволоки?

- вопросы по теме «Гибка тонколистового металла и проволоки» можно повторить с помощью презентации. СЛАЙДЫ №3-№7.
3. Изложение нового материала.
- Ребята давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего занятия? СЛАЙД №8.
*Учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы:
- РЕБЯТА, ПОПЫТАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ: ВАМ ДОМА ПОТРЕБОВАЛОСЬ СОЕДИНИТЬ ДВЕ ДЕТАЛИ ИЗ МЕТАЛЛА… КАКИЕ ОПЕРАЦИИ ВЫ ДЛЯ ЭТОГО ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ? …СЛАЙД №9.
- Назовите инструменты, применяемые в слесарной мастерской для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла. СЛАЙД №10.
- Перечислите оборудование, с помощью которого можно выполнить отверстие в заготовке из тонколистового металла. СЛАЙД №10.
Учащиеся отгадывают загадки по данной теме:
1. ВРАЩАЕТСЯ, ВРАЩАЕТСЯ –
ВСЕ БОЛЬШЕ УГЛУБЛЯЕТСЯ… /СВЕРЛО/
2. ВСЕ ИЗ ЭТОГО МЕТАЛЛА:
И ТРУБА И САМОКАТ, ДАЖЕ
ДОМЕННЫЙ ПРОКАТ…/СТАЛЬ/
…СЛАЙДЫ №12 И №13…
В учебных мастерских школьники работают на технологических машинах, предназначенных для обработки различных материалов, изменения размеров и формы заготовок. Примером такой машины является сверлильный станок.
Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа, органов управления. Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло. Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал - шпиндель.
Вращение от электродвигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи. Поворотом рукоятки подачи патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи.
Учащиеся изучают устройство сверлильного станка вначале с помощью презентации СЛАЙДЫ №14-№16, затем переходят непосредственно к сверлильному станку и закрепляют свои знания по устройству станка.
*Затем учащиеся знакомятся с приемами работы на сверлильном станке с помощью презентации и учебника…СЛАЙДЫ №17-№21.
4. Вводный инструктаж.
*Учитель, организуя работу на сверлильном станке, должен помнить о соблюдении безопасности приемов работы на нем. Для этого ученики должны хорошо изучить, понять и твердо запомнить правила безопасной работы на сверлильном станке. Станки следует закрепить за учеником-инструктором (при наличии, конечно же, таковых), задача которого – помогать одноклассникам, обеспечивать безопасные приемы сверления…СЛАЙДЫ №22-24.
*Для тех учеников, у кого возникают большие трудности при разметке заготовок, можно предусмотреть применение специальных шаблонов или использование кондуктора, позволяющего сверлить отверстия с высокой точностью почти без разметки (конечно же, при наличии его в мастерских).
*В ходе занятия очень важно обеспечить организованность и высокую дисциплину, с тем, чтобы все учащиеся рационально планировали переход от одной операции к другой.
*В зависимости от материала заготовки требуется различная скорость сверления. Для этого устанавливают необходимую частоту вращения шпинделя, перебрасывая ремень ременной передачи на шкивы разных диаметров.
*Перед сверлением убирают с рабочего стола станка все лишние предметы. Заготовку с накерненными центрами отверстий закрепляют в тисках. Сверло необходимого диаметра вставляют в патрон и закрепляют специальным ключом. Для проверки правильности установки сверла кратковременно включают станок (с разрешения учителя). Если сверло установлено в патроне правильно, его острие при вращении не описывает окружность. Если сверло установлено с перекосом и наблюдается его биение, то станок выключают и закрепляют сверло правильно. Затем, поворачивая рукоятку подачи, опускают сверло и устанавливают тиски с заготовкой так, чтобы керн совпал с острием сверла.
Включают станок и сверлят отверстие, плавно нажимая на рукоятку подачи без рывков и больших усилий. При сверлении сквозных отверстий заготовку устанавливают на деревянный брусок, чтобы не сломать сверло и не испортить стол станка. При сверлении глубоких отверстий необходимо время от времени выводить сверло из отверстия и охлаждать его, окуная в емкость с охлаждающей жидкостью. В конце сверления силу нажима на рукоятку подачи необходимо уменьшить. Просверлив отверстие, нужно, плавно поворачивая штурвал подачи, поднять шпиндель в крайнее верхнее положение и выключить станок.
На предприятиях сверлильные станки обслуживают сверловщики. В цехах заводов применяются более сложные станки, чем мы с вами видели. Это вертикально-сверлильные, радиально-сверлильные, многошпиндельные станки и станки-автоматы, выполняющие без участия человека сверлильные операции по заданной программе.
Контрольные вопросы для фронтального опроса:
- Из каких основных частей состоит технологическая машина?
- Назовите основные части сверлильного станка.
- Какие приспособления применяются при сверлении на станке?
- Для какой цели служит ременная передача?
- В чем отличие сверлильного станка от ручной электрической дрели? В чем их сходство?
- Что произойдет, если не устранить биение сверла в патроне?
- С помощью, какой передачи можно опускать и поднимать шпиндельную бабку?
*Демонстрация приемов сверления на сверлильном станке производится, руководствуясь определенным планом работы.
*В ходе занятия учащимся необходимо познакомиться со следующими новыми и опорными терминами: сверлильный станок, патрон, шпиндель, электродвигатель, ременная передача, реечная передача, винтовая передача, сверловщик.
5. Практическая работа. 1) Изучение устройства сверлильного станка.
2) Сверление отверстий на сверлильном станке.
*Работы выполняются согласно описанию из учебника и своему изделию.
6. Текущий инструктаж.
*Инструктаж должен быть кратким и конкретным (от 2 до 5 минут). Например: не оставлять без разъяснения ни одного случая нарушения правил БТ; на примере одного из учеников показать положительные и отрицательные моменты в работе; задавая учащимся наводящие вопросы, определить способы предупреждения таких случаев. Для наиболее сообразительных ребят можно поставить задачу по рационализации некоторых приемов сверления.
*Наибольшее внимание учителю надо уделять тем ученикам, которые по каким-либо причинам хуже других усваивают материал и осваивают операции по управлению сверлильным станком. Постоянно напоминать о соблюдении правил БТ.
7. Подведение итогов занятия.
После выполнения практической работы учитель обсуждает её результаты и обобщает полученные сведения.
В более сильном классе можно применять взаимоконтроль учащихся по итогам практической работы.
Уборка рабочих мест.

Скачать конспект урока и презентацию
Категория: ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ | Добавил: swrt (09.03.2014)
Просмотров: 3353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Комментарий:


Код *: