"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь". В. Ключевский.
Главная » Статьи » ТЕХНОЛОГИЯ » ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ |
Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке. Цели занятия: Ознакомиться с устройством настольного сверлильного станка и машинных тисков, приемами сверления отверстий и правилами безопасной работы; сформировать умения и навыки управления станком, правильной установки сверла в патроне, надежного крепления заготовок в тисках, качественного сверления заготовок; развивать умение применять имеющиеся знания на практике. Оснащение занятия: Слесарный верстак, сверлильный станок, сверла, кернер, молоток, слесарный верстак, тиски, защитные очки; заготовки из жести и проволоки; учебник «Технология. Индустриальные технологии: 5 класс» А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2012.: с.141 - 146, презентация по устройству сверлильного станка, по безопасности труда (по охране труда) при работе на нем, ПК. Методы, применяемые на занятии: беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, инструментов, материалов, соблюдения БТ, практическая работа. Тип урока: комбинированный. Ход урока: 1. Оргмомент. - Приветствие учителя, контроль посещаемости; - Проверка готовности учащихся к уроку. / у меня на уроках: контроль посещаемости и проверка готовности учащихся к уроку плюс график дежурства по мастерской, осуществляет в докладе бригадир класса/ 2. Повторение пройденного материала. - Ребята, в начале занятия нам необходимо вспомнить, как называлась тема нашего предыдущего занятия? СЛАЙД №2. *Рекомендуемые вопросы для фронтального опроса: - С помощью каких инструментов и приспособлений выполняют сгибание тонколистового металла? - Можно ли применять слесарный молоток при гибке тонколистового металла? - Какие приспособления применяют при гибке? - Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при гибке тонколистового металла и проволоки? - вопросы по теме «Гибка тонколистового металла и проволоки» можно повторить с помощью презентации. СЛАЙДЫ №3-№7. 3. Изложение нового материала. - Ребята давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего занятия? СЛАЙД №8. *Учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы: - РЕБЯТА, ПОПЫТАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ: ВАМ ДОМА ПОТРЕБОВАЛОСЬ СОЕДИНИТЬ ДВЕ ДЕТАЛИ ИЗ МЕТАЛЛА… КАКИЕ ОПЕРАЦИИ ВЫ ДЛЯ ЭТОГО ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ? …СЛАЙД №9. - Назовите инструменты, применяемые в слесарной мастерской для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла. СЛАЙД №10. - Перечислите оборудование, с помощью которого можно выполнить отверстие в заготовке из тонколистового металла. СЛАЙД №10. Учащиеся отгадывают загадки по данной теме: 1. ВРАЩАЕТСЯ, ВРАЩАЕТСЯ – ВСЕ БОЛЬШЕ УГЛУБЛЯЕТСЯ… /СВЕРЛО/ 2. ВСЕ ИЗ ЭТОГО МЕТАЛЛА: И ТРУБА И САМОКАТ, ДАЖЕ ДОМЕННЫЙ ПРОКАТ…/СТАЛЬ/ …СЛАЙДЫ №12 И №13… В учебных мастерских школьники работают на технологических машинах, предназначенных для обработки различных материалов, изменения размеров и формы заготовок. Примером такой машины является сверлильный станок. Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа, органов управления. Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло. Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал - шпиндель. Вращение от электродвигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи. Поворотом рукоятки подачи патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи. Учащиеся изучают устройство сверлильного станка вначале с помощью презентации СЛАЙДЫ №14-№16, затем переходят непосредственно к сверлильному станку и закрепляют свои знания по устройству станка. *Затем учащиеся знакомятся с приемами работы на сверлильном станке с помощью презентации и учебника…СЛАЙДЫ №17-№21. 4. Вводный инструктаж. *Учитель, организуя работу на сверлильном станке, должен помнить о соблюдении безопасности приемов работы на нем. Для этого ученики должны хорошо изучить, понять и твердо запомнить правила безопасной работы на сверлильном станке. Станки следует закрепить за учеником-инструктором (при наличии, конечно же, таковых), задача которого – помогать одноклассникам, обеспечивать безопасные приемы сверления…СЛАЙДЫ №22-24. *Для тех учеников, у кого возникают большие трудности при разметке заготовок, можно предусмотреть применение специальных шаблонов или использование кондуктора, позволяющего сверлить отверстия с высокой точностью почти без разметки (конечно же, при наличии его в мастерских). *В ходе занятия очень важно обеспечить организованность и высокую дисциплину, с тем, чтобы все учащиеся рационально планировали переход от одной операции к другой. *В зависимости от материала заготовки требуется различная скорость сверления. Для этого устанавливают необходимую частоту вращения шпинделя, перебрасывая ремень ременной передачи на шкивы разных диаметров. *Перед сверлением убирают с рабочего стола станка все лишние предметы. Заготовку с накерненными центрами отверстий закрепляют в тисках. Сверло необходимого диаметра вставляют в патрон и закрепляют специальным ключом. Для проверки правильности установки сверла кратковременно включают станок (с разрешения учителя). Если сверло установлено в патроне правильно, его острие при вращении не описывает окружность. Если сверло установлено с перекосом и наблюдается его биение, то станок выключают и закрепляют сверло правильно. Затем, поворачивая рукоятку подачи, опускают сверло и устанавливают тиски с заготовкой так, чтобы керн совпал с острием сверла. Включают станок и сверлят отверстие, плавно нажимая на рукоятку подачи без рывков и больших усилий. При сверлении сквозных отверстий заготовку устанавливают на деревянный брусок, чтобы не сломать сверло и не испортить стол станка. При сверлении глубоких отверстий необходимо время от времени выводить сверло из отверстия и охлаждать его, окуная в емкость с охлаждающей жидкостью. В конце сверления силу нажима на рукоятку подачи необходимо уменьшить. Просверлив отверстие, нужно, плавно поворачивая штурвал подачи, поднять шпиндель в крайнее верхнее положение и выключить станок. На предприятиях сверлильные станки обслуживают сверловщики. В цехах заводов применяются более сложные станки, чем мы с вами видели. Это вертикально-сверлильные, радиально-сверлильные, многошпиндельные станки и станки-автоматы, выполняющие без участия человека сверлильные операции по заданной программе. Контрольные вопросы для фронтального опроса: - Из каких основных частей состоит технологическая машина? - Назовите основные части сверлильного станка. - Какие приспособления применяются при сверлении на станке? - Для какой цели служит ременная передача? - В чем отличие сверлильного станка от ручной электрической дрели? В чем их сходство? - Что произойдет, если не устранить биение сверла в патроне? - С помощью, какой передачи можно опускать и поднимать шпиндельную бабку? *Демонстрация приемов сверления на сверлильном станке производится, руководствуясь определенным планом работы. *В ходе занятия учащимся необходимо познакомиться со следующими новыми и опорными терминами: сверлильный станок, патрон, шпиндель, электродвигатель, ременная передача, реечная передача, винтовая передача, сверловщик. 5. Практическая работа. 1) Изучение устройства сверлильного станка. 2) Сверление отверстий на сверлильном станке. *Работы выполняются согласно описанию из учебника и своему изделию. 6. Текущий инструктаж. *Инструктаж должен быть кратким и конкретным (от 2 до 5 минут). Например: не оставлять без разъяснения ни одного случая нарушения правил БТ; на примере одного из учеников показать положительные и отрицательные моменты в работе; задавая учащимся наводящие вопросы, определить способы предупреждения таких случаев. Для наиболее сообразительных ребят можно поставить задачу по рационализации некоторых приемов сверления. *Наибольшее внимание учителю надо уделять тем ученикам, которые по каким-либо причинам хуже других усваивают материал и осваивают операции по управлению сверлильным станком. Постоянно напоминать о соблюдении правил БТ. 7. Подведение итогов занятия. После выполнения практической работы учитель обсуждает её результаты и обобщает полученные сведения. В более сильном классе можно применять взаимоконтроль учащихся по итогам практической работы. Уборка рабочих мест. Скачать конспект урока и презентацию | |
Просмотров: 3353 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |